На сегодня дымковская игрушка – один из немногих народных художественных промыслов России, в процессе создания которого используется исключительно ручной труд.
История дымковской игрушки корнями уходит в XVII-XVIII век. Промысел зародился в слободе Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). С середины XX века промысел живет и развивается только в городе Кирове (Кировская область) на противоположном от слободы Дымково берегу реки Вятки. Город Киров является единственным традиционным местом бытования этого народного художественного промысла. На предприятии ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» бережно сохраняются традиции ручного производства старинного народного промысла – дымковская игрушка.
Для создания дымковской игрушки используется красная глина, которая добывается в Кировской области. Из размятой подготовленной глины вручную вылепливаются элементы задуманной игрушки. В процессе творческого труда под пальцами рождается фигурка. Для заглаживания поверхности игрушки и соединения частей игрушки друг с другом мастерица всё время пользуется водой, так как глина быстро подсыхает. Используя творческое варьирование мастерица обязательно соблюдает сложившиеся каноны форм лепки, присущие дымковской игрушке.
|
|
Слепленная игрушка сушится в естественных условиях, первые день-два оберегается от открытого воздуха и прямого солнечного света. Мастерица закрывает слепленную игрушку тканями для целей равномерного просушивания и исключения деформации.
|
|
Просушенную игрушку обжигают в муфельной печи. За 20-22 часа игрушка в печи проходит полный цикл обжига: от постепенного нагревания до наивысшей температуры 850С и последующего естественного остывания.
|
|
Для подготовки к росписи дымковскую игрушку белят исключительно вручную кистями. Именно ручная побелка создает хорошую выравнивающую основу для последующей росписи игрушки.
|
|
Для росписи дымковской игрушки используются темперные краски. Процесс росписи является творческим. Для каждого вида игрушки (например, барыни, индюки, животных и.тд.) существуют традиционные схемы росписи, в рамках которых варьируются орнаменты и цветовые решения. Каждое сочетание красок и орнаментов рождаются непосредственно в момент работы над игрушкой. В результате творческой работы мастериц каждый раз рождаются уникальные произведения народного искусства.
|

|
Нанесение квадратов золотой потали в положении ромба на дымковскую игрушку является традиционным элементом декоративного оформления, характерным исключительно для дымковской игрушки (в отличии от других рукотворных глиняных игрушек регионов России). Золотая поталь наносится на определенные традиционные части игрушки и является частью орнамента, задуманного мастерицей.
|

|
Дымковская игрушка от задумки до воплощения всегда создается одной мастерицей. Прослеживаются уникальные авторские черты, отличающие разных мастериц. На каждую готовую игрушку мастерица вручную, используя кисть и краски, наносит свою фамилию.
|
|
Каждая дымковская игрушка имеет этикетку-сертификат с уникальным номером (голограмма), а также указывается автор, создавший игрушку, и контактные данные производства. Дымковская игрушка упаковывается в персональную фирменную коробочку.